Викторина по биологии « Что? Где? Когда?».
Вопросы данной викторины можно использовать как для
проведения внеклассного мероприятия, так и для обобщающего урока по теме «
Происхождение человека».
Цель: воспитание
навыков работы в команде и соблюдения правил поведения во время игры,
развитие
логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы,
способствовать расширению кругозора по биологии.
Оборудование: игровое
поле с номерами- секторами, волчок, табло, часы, гонг, конверты с заданиями,
чёрный ящик.
Проведение игры.
На столе лежат конверты с вопросами, между ними 3 игровые
паузы. В игре участвуют 4 команды по 5 человек. На обсуждение вопроса- 1
минута. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного
ответа, игру продолжает команда, ответившая правильно. Если ни одна команда не
знает ответа, бросается жребий и игра продолжается.
Задания:
1.Создатель
первой научной классификации органического мира, поместив человека в группу
приматов, вынужден был написать: « О, сколь схожа на нас зверь гнусный
обезьяна».
Вопрос: Назовите
фамилию этого учёного. (К.Линней)
2. В 1871 году
Чарльз Дарвин издал книгу, в которой содержался богатый фактический материал
о родстве человека с человекообразными обезьянами.
Вопрос: Как
называлась эта книга? («Происхождение
человека и половой отбор»)
3. В одной из
легенд говорится, что первый человек, Адам, был создан богом.
Вопрос: Из чего
был создан Адам? (Из «красной земли», т.е
из глины)
4. Известны
случаи рождения детей с волчьей пастью, с заячьей губой, с хвостом, с лицом,
полностью покрытым волосами.
Вопрос: О чём это
свидетельствует? ( О родстве человека с
животными. Признаки, перечисленные в задании - это атавизмы, случаи возврата к
признакам предков. Они и являются доказательствами этого родства)
5. Вопрос: Перечислите черты сходства
человека с человекообразными обезьянами: гориллой,
орангутангом, гиббоном и шимпанзе. (Одинаковое выражение эмоций; сходная забота о потомстве; хорошая память
и развитая ЦНС; развиты сложные условные и безусловные рефлексы; нет хвоста;
ногти, а не когти; могут вертикально ходить, но опираются на передние
конечности; имеют 12-13 пар рёбер; схожее строение органов чувств; имеют 4
группы крови; существуют общие болезни и паразиты; сходство хромосомного
аппарата)
6. Внимание!
Чёрный ящик.
Здесь находится предмет, который человекообразные обезьяны
могли использовать для добычи
пищи. ( Палка)
7. В эволюции
человека имели место две группы факторов: биологические и социальные.
Вопрос: Какие из
них имели решающее влияние на становление человека? (Социальные: общественный характер труда, речь, сознание, мышление)
8. Вопрос: Кто из учёных считал, что труд
является основным условием всей человеческой
жизни, и притом в
такой степени, что мы в известном смысле можем сказать: труд создал самого
человека? ( Ф. Энгельс)
9. Внимание!
Чёрный ящик.
Часть тела, которая в процессе труда стала не только органом
труда, но и его продуктом. ( Рука)
10. В 1856 году у
Сен- Годана ( Франция) в слоях древностью 15-18 млн.лет найдены остатки
дриопитеков.
Вопрос: Можно ли
их считать предками человека? Почему? (Можно,
т.к нижние коренные зубы у них сходны по строению с зубами человека)
11. В 1924 году
Р. Дарт описал одного из предков человека, который жил на открытых пространствах.
Рост у него был 120-140 см .,
вес 20-40 кг .,
объём черепа 600 см3, широкий таз свидетельствовал о прямохождении.
Вопрос: Кого
описал Дарт? ( Австралопитеков)
12.Вопрос: Как назывался предок человека,
которого считают творцом очень ранней культуры
каменного века - галечной или олдувайской? Остатки его были
обнаружены в 1960 году в Олдувайском ущелье английским геологом, палеонтологом
и антропологом Л. Лики.
( Презинджантроп –
человек умелый)
13. К древнейшим
людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека.
Вопрос: У кого из
них левая половина мозга была развита сильнее, что свидетельствовало о более
сильном развитии правой руки? ( У
синантропов)
14. В местах, где
найдены остатки древнейших людей, обнаружены и следы огня: угли, пепел,
обгоревшие камни.
Вопрос: А мог ли
добывать огонь древнейший человек? ( Нет,
т.к «огненные камни» - кремний и железный колчедан среди остатков древнейших
людей не найдены)
15. Вопрос: Почему остатки древних людей,
найденные в 1856 году в Германии, дали этим людям
название неандертальцев? ( Потому что они были найдены в долине реки Неандер)
16. Вопрос: Есть ли на территории бывших
союзных республик места, где были найдены остатки
неандертальцев? Назовите их. ( Крым, Узбекистан)
17. Появление
неандертальцев в Европе совпадает с концом Днепровского оледенения.
Вопрос: Где они
жили и чем питались? ( В пещерах, из
которых выгоняли диких животных. Питались мясом северных оленей, лошадей,
слонов, медведей, зубров, туров, мамонтов. Т.к в кострах были найдены остатки этих животных)
18. У
неандертальцев начала зарождаться религия, одна из первых форм – анимизм.
Вопрос: Что об
этом свидетельствует? ( Анимизм – вера в
душу, в загробную жизнь души. Об этом свидетельствуют: погребение умерших,
сложный обряд захоронения)
19. По данным
антропологов А.Валуа и В. П.Андреева средняя продолжительность жизни
неандертальцев была низкой, немногим более 20 лет.
Вопрос: О чём это
свидетельствует? ( Об огромной роли
естественного отбора и борьбы за существование на данном этапе становления
человека)
20. Остатки
первых современных людей были найдены в 1868 году во Франции возле деревни
Кро - Маньон.
Вопрос: Как
назвали первых современных людей? ( Кроманьонцы)
21. У кроманьонцев была развита речь.
Вопрос: Что в
строении черепа свидетельствует о развитии речи? ( Наличие подбородочного выступа)
22. Кроманьонцы
на стенах пещер изображали животных, сцены охоты.
Вопрос: Чем они
это делали? ( Выцарапывали, использовали
каменный уголь и марганцевую руду;
Кисточка – деревянная
палочка, расщепленная на волокна)
23. Внимание!
Чёрный ящик.
Предмет, которым кроманьонцы рисовали на стенах пещер. ( Кусочек каменного угля)
24. Кроме
анимизма у кроманьонцев появляются и другие формы религии: магия и тотемизм.
Вопрос: С чем они
были связаны и в чём выражались? (Любая
религия – результат отображения в головах людей господствующих над ними сил
природы. Тотемизм – поклонение определённым животным или растениям. Магия была
основана на убеждении, что подобное замещает подобное)
25. За последние
40 тыс.лет физический облик людей не изменился, и это может навести на мысль
будто бы человек представляет собой завершившуюся эволюцию.
Вопрос: Происходит
ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?
( Естественный отбор
действует, значит, эволюция продолжается)
26. Кроманьонцы
дали начало 3 большим расам: австрало – негроидной, европеоидной и
монголоидной.
Вопрос: Что на это
повлияло? ( Жизнь в различных
климатических условиях)
27. У
представителей австрало – негроидной расы тёмный цвет волос, глаз, кожи,
спиральнозавитые или волнистые волосы.
Вопрос: Какие преимущества это даёт представителям
данной расы? ( Они хорошо приспособлены к
жизни в условиях повышенной солнечной активности)
28. Вопрос: Есть ли между расами такие
различия, которые свидетельствуют о происхождении от разных предков? Ответ
поясните. (Нет. Все расы произошли от
одного предка, умственных различий между ними нет. А имеющиеся общественно –
экономические различия связаны с условиями развития общества)
29. В
капиталистических странах идеологи господствующего класса используют расовые
отличия для создания антинаучной теории, получившей название расизм.
Расизм утверждает биологическую
неравноценность различных рас.
Вопрос: Докажите
несостоятельность расизма. ( У всех рас
один предок, сходство строения, возможность появления потомства от смешанных
браков)
30. Об одном из
предков человека антрополог Ле Гро Кларк сказал: « Это не человекообразные
обезьяны, это, несомненно люди».
Вопрос: О каком предке
человека это сказано? ( Синантроп)
31. Рисунок.
Здесь изображены орудия труда: остроконечник, скребло и резец.
Вопрос: Кому они
принадлежали? Из какого материала изготовлены? Для чего использовались?
( Неандертальцам. Из
камня. Для рассечения убитых животных, разрезания мяса, очистки шкур)
32. Рисунок.
Здесь изображён один из предков человека, которому антрополог Ле Гро Кларк
дал название – Homo erectus - человек прямоходящий.
Вопрос: Как
ещё называли этих предков человека? Какие представители вам известны?
( Древнейшие люди:
питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)
33. Рисунок, на
котором изображены сцены охоты. В
пещерах Испании и Франции были найдены
рисунки. Один из них перед вами.
Вопрос: Кто из предков человека был способен
создать такие рисунки? Что побуждало их рисовать? ( Кроманьонцы. Некоторые рисунки входили в культовый обряд; имели
магическое значение; обучали охоте; просто удовлетворяли зарождающиеся
эстетические потребности первобытных людей)
Блиц вопросы:
1. « Южная обезьяна» (
Австралопитек)
2. « Homo habilis» (
Человек умелый)
3. « Homo erectus»
(Человек прямоходящий)
4. « Homo sapiens»
(Человек разумный)
5. « Homo sapiens sapiens»
(Человек современный – кроманьонец)
6. « Homo sapiens neanderthalensis»
( Неандертальцы)
Комментариев нет:
Отправить комментарий