ФОРМИРОВАНИЕ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
(дискуссия)
Цель:
Приучать детей к правильному образу жизни.
Здоровье.
Почему во всем мире уделяется ему такое
внимание? А потому что здоровье —
самый драгоценный дар, который человек получает от
природы, чтобы укрепить
организм,
правильно питаться, стремиться к физическому совершенству быть стой-кими,
сильными и выносливым.
Послушайте, сколько мудрости таят в себе
народные пословицы и поговорки о
значении
здоровья:
•
Здоровье всего дороже.
•
Болезнь человека не красит.
•
Здоровому врач не нужен.
•
держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
— А
вы знаете пословицы о здоровье? (Ответы детей.)
—
Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь — все потеряешь». Но давайте
задумаемся,
почему мы теряем этот драгоценный дар. Представим себе такую ситуацию.
Учитель
спрашивает школьников, почему они пропустили уроки, В ответ слышим:
Голова
болела...
—
Простудился...
—
Отравился, наверное...
И
так может продолжаться без конца.
—
Почему же мы болеем и теряем свое здоровье?
Причин
здесь немало. Это и плохой воздух. отравленный выхлопными газами авто-мобилей и
ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Сильно начинена различными
удобрениями и ядохимикатами почва, которая нас кормит. Это и загрязненная вода,
которую мы пьем.
Но
болезни возникают и по вине самого человека: взрослого или школьника. Обрати-те
внимание на слово «простуда» в перечне
причин
отсутствия учеников в школе. Из-за нее, оказывается, школьники чаще все-
го
и пропускают занятия. Но есть школьники и взрослые, которые полностью
избавились от простуды благодаря своей закаленности. И добились ее они сами.
У
Пети сильно болела голова, и он не пошел в школу. А как же бедной головушке не
болеть,
если он ежедневно подолгу смотрит телевизор, ложится спать поздно, на свежем
воздухе почти не бывает?.. А головная боль может быть лишь первым призна-
ком
начинающегося более серьезного заболевания.
Зуб
больной удалили. Во многих случаях ученик тоже сам Виноват. Не чистил зубы или
делал это плохо, от случая к случаю. А совет стоматолога пропускал мимо ушей.
Он советовал чистить зубы не меньше З-х минут, и внешнюю и внутреннюю
поверхности зубов, старательно удаляя налет на зубах и массируя десны. К тому
же
многие
из вас любят плюшечка да булочки, печенье, сухарики, чипсы, конфетки,
леденцы
и карамельки, тортики и пирожные, а морковку погрызть забывают.
На
осмотр к стоматологу тоже не каждый идет, а болезнь не ждет — зубы разрушаются.
Пережевывание пищи ухудшается, а это дополнительные трудности для желуд-ка
Больные зубы способствуют возникновению болезней сердца, суставов, горла и
других
органов. А умеете ли вы правильно чистить зубы?
Правила
гигиены.
Ребята,
сохранить бодрость, высокую работоспособность на долгие годы можно толь-ко при
неукоснительном соблюдении гигиенических правил.
Существует
специальная наука о сохранении и укреплении здоровья людей - гигиена. Что же
подразумевается под понятием личная гигиена? Это прежде всего режим дня,
сбалансированное питание, уход за своим телом, отказ от вредных привычек,
двигательная
активность, соблюдение мер, предупреждения инфекционных заболеваний. А теперь
мы поговорим об этих составляющих частях гигиены человека поподробнее. Мы знаем
о режиме дня, но все ли вы его выполняете? (Ответы учащегося.)
Режим,
ребята, воспитывает организованность, волю, дисциплинированность. Особенно он
важен вам, детям.
Ваш
режим дня примерно должен быть таким;
Вставать
не позднее 7ч.
-В
течение 7-10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем,
принимать
душ.
Необходимо
принимать пищу в одно и то же время, чтобы она лучше усваивалась.
Помните
кушать следует за 1,5—2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин
после их окончания. Ужинают за 2— 2,5 ч до сна. Кушать 4—5 раз в день.
Есть
больше овощей и фруктов, меньше соленого, жир, сладкое.
Домашние
учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45
минут устраивайте 10 минутные перерывы, во время которых нужно вставать из-за
стола, походить, выполнить несколько физических упражнений, а не включать
телевизор и сесть перед ним. Каждый школьник должен выполнять различные виды
домашних работ: убирать свою комнату, выносить мусор, мыть посуду. В сво-бодное
время можно почитать, погулять на воздухе, заняться любимым делом. Нельзя в
ущерб учебным занятиям или сну много времени проводить перед телевизором или компьютером.
Систематическое недосыпание опасно. Оно приводит к истоще-
нию
нервной системы, снижению работоспособности, ослаблению защитных сил
организма.
Но и чрезмерно долгий сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от
возраста. дети 10—11 лет должны спать 10—10,5 ч. В период напряженной учебы,
тренировок и соревнований спать нужно больше. Нужно рано ложиться и рано
вставать: спать с 22 часов до 6—7 часов.
Чистота
— залог здоровья. На протяжении всей своей жизни каждый человек должен
тщательно ухаживать за своим телом — кожей, волосами, ногтями, полостью рта,
мыть руки перед едой и после посещения туалета, не меньше 1 раза в неделю
мыться горячей водой, а лучше, принимать душ утром и вечером каждый день,
содержа
ть
в чистоте одежду и обувь, помещение, где ты живешь.
Расписания
учащихся.
В
ходе классного часа учащиеся рассказывают, как они берегут
свое
здоровье. Например:
—2
раза в день я чищу зубы;
—
каждый день я гуляю один час на улице;
— я
всегда вовремя ложусь спать;
— я
всегда одеваюсь по погоде.
Рассуждения
по теме «Что вредит здоровью?».
Учитель
: Ребята, а что разрушает здоровье детей, подростков, взрослых детей?
Правильно,
курение, алкоголь и наркотики.
Они
несовместимы с понятием здорового образа жизни.
Кое-кто
из ребят ошибочно полагает, что курение — безвредно, оно, мол, даже стимулирует
умственную деятельность, придает бодрость. Неверно! Курение — вредная и опасная
привычка. При курении в организм человека с табачным дымом поступают многие
ядовитые продукты — никотин, сероводород, уксусная, муравьиная, синильная и
масляная кислота, этилен, угарный и углекислый газы, различные смолы,
радиоактивные
вещества. Они оседают в легких, попадают в кровь. Особой токсичностью обладают
смолистые вещества и никотин, который является сильнейшим ядом. При выкуривании
одной сигареты в организм поступает около 1 мг никотина.
У
курильщиков часто отмечаются головные боли, головокружения, нарушения сна,
снижение умствённой и физической активности. Курение способствует возникновению
различных заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем
(инфаркт,
язва желудка, рак легких).
Особенно
опасно курение для здоровья детей и подростков. Замедляются рост и
развитие
организма, отрицательно он воздействует на функции центральной нерв
ной
системы и других важнейших органов. Заодно снижается сопротивляемость
организма
различным инфекциям.
К
сожалению, отряд юных курильщиков не уменьшается. Статистика показывает,
что
95 % курящих мужчин пристрастились к табаку до 15 лет.
Но
знаете ли вы, что курильщик отравляет не только себя но и других людей? Ведь
лишь
25 % табачного дыма поступает в легкие курильщика, все остальное поступает в
воздух и отравляет окружающую среду, наносит вред здоровью тех, кто находится
рядом, так возник термин «пассивное курение».
Английские
врачи подсчитали, что каждая сигарета сокращает жизнь на 5,5 минут. Словом,
хотите жить — не курите.
Пагубно
влияет на организм человека и алкоголь. 89 % алкоголя, принятого внутрь,
всасывает желудок, остальную часть— кишечник. Больше всего алкоголя поглощает
ткань головного мозга. В крови алкоголь находится недолго. Зато он
накапливается и задерживается (на срок от 28 ч до 15 дней — даже после
однократной выпивки)
в
важнейших органах — центральной нервной системе, печени, сердце, желудке.
«Прилив
свежих сил» с принятием водки, вина, пива — обманчивое чувство, так как
алкоголь, который в них находится это наркотическое вещество.
Человек,
употребляющий спиртные напитки, не может быстро и точно мыслить,
становится
невнимательным, допускает много ошибок. У него снижается скорость двигательной реакции, ухудшается точность
движений,
учащается
пульс и дыхание.
В
состоянии опьянения человек теряет контроль над собой, ведет себя развязно,
способен
совершить правонарушения и преступления.
Среди
причин смертности людей, алкоголизм и связанные с ним болезни, занимают З-е место, уступая
только сердечно- сосудистым и онкологическим заболеваниям.
Говоря
о вредных привычках, нужно вспомнить еще одну страшную беду нашей
жизни
-- наркотики. Их употребление ведет к тяжелому, страшному заболеванию —
наркомании.
Наркотики
коварны тем, что при систематическом их употреблении возникает пот-ребность в
постоянном увеличении дозы.
Большие
дозы вызывают сильнейшее отравление организма с глубокими нарушениями
психической и физической деятельности.
Для
наркоманов характерны повышенная раздражительность, неустойчивое настроение,
дрожание рук, потливость, нарушенная координация движений. У них снижаются
умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность,
слабеет
воля, теряется чувство долга. Наркоман деградирует как человеческая
личность
и нередко совершает опасные преступления.
"Осторожно
— инфекции!"
— часто приходится слышать и читать это
предупреждение.
Источники
инфекции: больные люди, животные. Болезнетворные микробы передаются через
воздух, загрязненные пищевые продукты, питьевую воду, бытовые пред-
меты,
их переносят мухи, насекомые.
Заключительное
слово.
Каждый
человек с ранних лет должен хорошо знать и непременно выполнять
следующее:
—
строго соблюдать правила личной гигиены и ухода за телом;
—
систематически проводить влажную уборку помещений и проветривать их;
—
обращать внимание на доброкачественность продуктов, выполнять правила их
хранения;
—
тщательно мыть кипяченной водой овощи и фрукты;
—
не уклоняться от назначенных прививок и делать их в установленные сроки.
Если
же вы не убереглись, почувствовали себя плохо, то немедленно скажите об
этом
родителям, учителю, тренеру, обратитесь к врачу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий