Müəllimlərə dəstək


Прочитать другие публикации на Calaméo


 Воспитательная система
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий...
Цель воспитательной системы – подготовка образованных, физически развитых м...
 Задачи воспитательной системы:  1. Создание благоприятных психолого – педаг...

Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогичес...
Интеграция проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, у...
Управление воспитательной системой это: «искусство ставить цель, чётко опред...
Содержание воспитательной системы включает два аспекта: совокупность научны...
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и...
Общение представляет собой единство трёх элементов: Информационного Перцепт...
Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого эта...
Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьног...
Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный ко...
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществ...
Интеллектуальная деятельность.    Данное направление предполагает формирован...
Спортивно-оздоровительная деятельность.  Формирование у детей стремления к з...
Проектно-творческая  деятельность  Данное направление воспитательной работы ...
Коммуникативная деятельность   Школа должна помочь ребенку на каждом возраст...
Заключение  Воспитательная система является неотъемлемой часть образования. ...



Внеклассное мероприятие по биологии для 6 -10 классов.
Рекомендуется проводить на неделе биологии.
При подготовке мероприятия необходимо добавить в презентацию фотографии учителей по предметам.
Материал позволяет показать связь биологии с другими предметами.
Позволяет проверить знания учащихся не только по биологии, но и по другим предметам школьной программы.
Цель: развить устойчивый и познавательный интерес к изучению данного предмета.
Задачами данного курса являются:
- повторение и закрепление ранее полученных знаний;
- развитие мыслительной активности;
- развитие желания и умения работать в группе.

                                                                      Сценарий «Суд над табаком».
Действующие лица:

Судьи (3 человека)

Прокурор
Адвокат
Свидетели:
·       биолог,
·       историк,
·       химик,
·       фармаколог,
·       доктор медицинских наук,
·       врач-нарколог,
·       статистик,
·       психолог.
Свидетель защиты.
Действие первое.
Судья: Итак, внимание! Мы начинаем заседание суда, посвященное рассмотрению дела о табаке. Господин прокурор, Вам слово.
Прокурор: Обвиняется по делу «О табаке и вреде, наносимом человечеству» табак с соучастниками: папиросами, сигаретами, сигарами и всеми прочими его разновидностями.
Судья: Вызывается первая тройка свидетелей.
(свидетели выходят)
Для начала суду хотелось бы узнать происхождение слова табак.
Прокурор: По этому вопросу суду ответит свидетель биолог.
Биолог: Курильщики курят листья табака настоящего или табака махорки из семейства пасленовых. А свое название растение получило в честь провинции острова  Гаити – Тобаго.
Судья: Спасибо свидетель, но, как известно, остров Гаити относится к американским островам, поэтому суд интересует история о том, как растение табака оказалось в Европе.
Прокурор: По этому вопросу суду ответит специалист историк.
Историк: В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Поверив в целебную силу этого растения, Колумб вывез семена в Европу.
Адвокат: Господин судья, у меня есть вопрос к свидетелю историку: Почему же табак считали лечебным средством?
Историк: Дело в том, что  пока действие табака не было досконально  изучено (в 17-18 веках), табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии, в то время его выращивали как декоративное и лекарственное растение.
Адвокат: Прошу суд учесть эти показания, они доказывают невиновность подзащитного.
Прокурор: Протестую! Господин судья, всем хорошо известны вредные свойства табака.
Судья: Хорошо, суд учтет все данные. Теперь нам необходимо узнать, как  изменилось отношение к табаку?
Прокурор: Суду предлагается историческая справка, свидетель историк, прошу Вас.
Историк: Вскоре стало известно вредное влияние курения на организм. Существовало древнерусское выражение «пити табак»- что означает действие, подобное вину и водке. В царских указах первой половины17 века строго запрещался ввоз табака. Неисправимых курильщиков наказывали  «сечением кнутом». Говорили: «кто курит табак – тот хуже собаки». 
Судья: Спасибо свидетель, Господин адвокат, у Вас есть, что возразить?
Адвокат: Конечно. Есть исторические сведения о притягательности табака. Свидетель защиты Ваше слово.
Свидетель защиты: Притягательная сила табака, по рассказам первых курильщиков, выражалась в том, что он вводил в призрачный мир радости - «яко же забыти печали житейские», вызывал приятное возбуждение, поэтому число курильщиков увеличивалось.
Прокурор: Протестую! Число курильщиков увеличивалось, но ведь тогда люди не знали, что содержится в табаке и табачном дыме.
Судья: Спасибо, господин прокурор, итак, суду необходимо совершенно точно выяснить каков состав табачного дыма?
Прокурор: По этому вопросу послушаем  специалиста химик-аналитик, пожалуйста.
Химик: Из табачного дыма выделено 1200 различных химических веществ. Среди них есть производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные углеводороды, спирты, эфиры, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин); неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного полония-210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксидов цинка и калия. Из них  свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.
Судья: Спасибо свидетели, вы свободны.
( Уходят)
Теперь суду хотелось бы выяснить конкретно, какие вещества влияют на людей при курении?
Действие второе.
Прокурор: Для выступления по этой проблеме вызываются следующие свидетели: фармаколог и доктор медицинских наук (свидетели выходят). Ваша честь, я хотел бы задать вопрос фармакологу. Какие вещества образуются в результате курения?
Фармаколог: Установлено, что при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости, образуется 0,5г синильной кислоты, 0,12г пиримидиновых оснований, 0,18г никотина, 0,64г аммиака, 0,92г угарного газа и более1г табачного дегтя, который содержит яд канцерогенов.
Судья: Спасибо свидетель. Уважаемый доктор, поясните суду, что такое канцерогены и каково их влияние на организм?
Доктор наук: Канцерогены – это группа веществ, которая при контакте с тканями живых организмов вызывают раковые опухоли. Действительно, среди больных раком легких – 90% курящих. Угарный газ – оксид углерода – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенках аорты и сосудов сердца, образует с гемоглобином крови соединение карбоксигемоглобин, что приводит к атеросклерозу, нарушению мозгового кровообращения, химической гипоксии (кислородному голоданию), а также в состав табака входит никотин – сильнодействующий яд.
Прокурор: Спасибо свидетель.
Адвокат: Гражданин судья, у меня есть другие данные. Разрешите их предоставить?
Судья: Слушаем вас, господин адвокат.
Адвокат: Один из видов табака – махорка, так вот, его листья идут не только для курения. Из них получают лимонную кислоту, никотиновую кислоту (витамин РР), который входит в состав некоторых медицинских препаратов, таких как:
(см приложение)
Судья: Спасибо, господин адвокат, но суду пока не совсем ясно, каковы свойства никотина? Господин фармаколог, поясните, пожалуйста.
Фармаколог: Никотин – это физиологически активное вещество, и его содержание в табачных листьях достигает 8%. Это бесцветная маслянистая жидкость с характерным запахом. Никотин – сильнодействующий яд.
Судья: Спасибо свидетель. Уважаемый доктор, поясните суду, чем это вещество опасно для организма человека?
Доктор мед. наук: Никотин поражает нервную систему. При длительном курении наблюдается хроническое отравление организма, приводящее к тяжелым заболеваниям. Особенно сильно страдают органы дыхания. Рак, эмфизема, туберкулез легких, хронические бронхит и пневмония – вот краткий перечень заболеваний которые угрожают курильщику.
Судья: Спасибо свидетелям. У суда больше нет к вам вопросов, вы свободны (свидетели уходят).  Господин адвокат, что вы можете сказать в оправдание по этой части процесса?
Адвокат: Уважаемый суд, у меня есть другие данные. Общеизвестно, что курение повреждает следующие органы: мозг, нервная система, сердце и сосуды, печень и желчный пузырь, почки, половую систему, эндокринную систему, иммунную систему, дыхательную систему, пищеварительную систему, но эти же органы повреждаются  и при стрессе. Я делаю отсюда следующий вывод, что от волнения наносится больший вред, чем от курения. Я настаиваю, чтобы суд учел эти данные.
Судья: Спасибо господин адвокат. Суд учтет Ваше мнение. Теперь нам необходимо узнать  данные о результатах влияния табака на человеческий организм. Господин прокурор, вызывайте следующих свидетелей.
Действие третье.
Прокурор: Приглашаются для дачи свидетельских показаний следующие специалисты: статистик, врач нарколог, психолог (свидетели выходят) Господин статистик, расскажите нам, какие данные известны по заболеваемости курильщиков.
Статистик: У 36% курильщиков наблюдается заболевание органов пищеварения, у 20% - дыхания, у 11% - сердца и сосудов (показывает на плакате).
Прокурор: Спасибо, свидетель. Ваша честь, здесь мне хотелось бы добавить, что в мире от курения ежегодно умирает 1,5 млн человек, в нашей стране- 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, наркотиков, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия. Во Франции произошел следующий случай: двое юношей на спор выкурили по пачке сигарет каждый и погибли от отравления. Какой отсюда можно сделать вывод? (пауза)
Только один! Курение мужчин - беда, курение женщин - дважды беда! Я предлагаю выслушать, какие данные на этот счет есть у статистики, пожалуйста, свидетель.
Статистик: По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас на Земле курит примерно половина мужского населения и четверть женского.
Судья: Спасибо, свидетель. Теперь суду хотелось бы узнать подробнее, каковы последствия употребления табака для организма женщин?
Прокурор: По этому вопросу выступит врач нарколог.
Врач нарколог: Курение, помимо того о чем уже говорилось, вызывает у женщин различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни. Мертворождения, умственная отсталость, преждевременное рождение - жестокая расплата за курение матери. У курящих мам в 2 раза чаще рождаются дети массой меньше 2,5 кг, чем у некурящих мам. Думаю, все понимают, что такие дети уже с рождения, ослаблены и подвержены риску гораздо больше, чем другие дети.
Судья: Итак, мы узнали мнение врача. Суду совершенно ясно, что табак вреден для здоровья, как мужчин, так и женщин, и в особенности для здоровья детей. А люди все-таки курят. Чем это можно объяснить?
Прокурор: По этому вопросу я хочу узнать мнение уважаемого статистика. Скажите, отчего, несмотря на приносимый вред, табак все же популярен? Что говорит статистика?
Статистик: Подсчитано, что ежегодно в мире выходит 50 000 статей о вреде курения. Тем не менее, большинство  россиян (до 85%) не знают о бедах, приносимых курением. Например, нахождение в прокуренном помещении в течение 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам. Известный ученый, врач, основоположник гигиенической науки Н.А. Семашко говорил: «Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других».
Судья: Спасибо свидетель. Господин адвокат у вас есть возражения?
Адвокат: Возражений нет.
Судья: Спасибо господин адвокат. Теперь суду интересно узнать мнение специалиста психолога по поводу популярности табака, слушаем вас.
Психолог: В двух недавних исследованиях  американские ученые указали на связь между депрессией и зависимостью от никотина. Также было высказано предположение, что реклама сигарет способствует употреблению сигарет молодыми людьми, склонными к депрессии, на них влияет рекламная «легкость бытия». Фирма «Филип Морис», на чьей рекламе изображены сильные ковбои, скачущие на лошадях по бескрайним просторам прерий, является крупнейшим поставщиком табака на мировом рынке с годовым доходом в100 млрд марок. Эти люди торгуют «дымной смертью», не обращая внимания на то, сколько горя приносят они в мир, но давайте прислушаемся к голосу известного ковбоя «Мальборо» - Уэйна Макларена, который умер от рака легких в 52 года. Перед смертью он признался: «Меня погубило курение, оно разрушает доброе и хорошее в человеке».
Судья: Спасибо за интересный и поучительный рассказ господин психолог. Теперь суду стало ясно, что часто люди курят, не осознавая вреда, который они приносят себе и своим близким. И все же суду необходимо узнать, какие факторы способствуют началу и продолжению курения?
Психолог: Эти факторы многочисленны и многообразны. Во-первых, психологические факторы:
·       любопытство,
·       желание экспериментировать,
·       вызов,
·       потребность казаться сильным, взрослым.
·       Во-вторых, на людей оказывает влияние социальное окружение:
·       пример и отношение родителей, сестер и братьев;
·       давление товарищей;
·       пример «ключевых» взрослых-преподавателей, певцов, актеров.
В-третьих, физиологические факторы. Всем хорошо известно, что табак – это наркотик, поэтому у курильщика возникает наркотическая зависимость, с которой очень нелегко справиться.
Судья: Спасибо свидетель. Суду все совершенно ясно. Господин адвокат, Ваше заключительное слово.
Адвокат: Уважаемый суд, я хочу предложить вашему вниманию свои данные. Обследование школьников показало, что среди учащихся:
6-го  класса             6% курящих;
7-го  класса             12% курящих;
8-го  класса             18% курящих;
9-го  класса             26% курящих;
10-11-го классов     32% курящих.
Кто начинал курить, тот помнит все предупреждения родителей и учителей. Сначала он балуется, подражает взрослым, но постепенно привыкает, и курение становиться потребностью.
Многие спрашивают: «откуда такая тяга к курению у молодежи?» На вопрос, почему я начал курить, подростки отвечают так:
·       потому что это круто,
·       с сигаретой чувствуешь себя занятым,
·       сигарета помогает успокоиться и отвлечься,
·       когда ждешь - чтобы убить время,
·       чтобы расслабиться после контрольной или экзамена,
·       потому, что мне это просто нравиться.
 Таким образом, я считаю, что табак не виновен. Прошу суд быть объективным при вынесении решения.
Судья: Спасибо господин адвокат. Господин прокурор Ваше заключительное слово.
Прокурор: Итак, подведем итоги. Сначала люди не знали свойств табака и думали, что он приносит пользу, но современная наука и медицина доказали обратное. Сегодня мы слышали много фактов, подтверждающих это, табак отрицательно влияет на здоровье мужчин, женщин, подростков, детей, даже не рожденных младенцев. Мой вывод – табак виновен! Решение за вами.
Судья: Рассмотрев все факты представленные защитой и обвинением, суд пришел к выводу, что табак виновен.
Суд постановил: считать табак виновным в болезнях, смертях, а также в ухудшении здоровья многих жителей земли. И запретить его изготовление, продажу и использование на территории школы. Решение суда вступает в силу с момента оглашения приговора!                                                                                           



ПОЛЕЗНЫЕ ПЛОДЫ
Наше занятие мы посвятим вкусной теме «Полезные плоды». Вы узнаете много интересного о фруктах и ягодах, которые любят все. В процессе рассказа будет демонстрироваться презентация. В конце занятия вам будет предложена викторина. Каждый участник, набравший максимальное количество баллов получит грамоту.

Сверху — шкурка золотая,
В центре — косточка большая.
Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий ... .
Отгадка (ответ): Абрикос
Абрикос
Исторической родиной абрикоса считается Китай.  История его существования насчитывает уже порядка 6 тысяч лет и только через три тысячи лет он появился в Европе, в  южных странах.

Плоды абрикос издавна активно используют для приготовления различных джемов, варений, а также выпечки  хлебобулочных изделий.

 В плодах абрикоса содержится очень большое количество витаминов, в том числе витамина С и А.  Если съедать порядка 200 грамм этих фруктов, то можно себя обеспечить суточной необходимостью организма в витамине А. Наличие данных витаминов делает абрикосы очень полезными для зрения.

С давних пор люди бережно относились к этому растению, ведь все его  части наделены целебными свойствами.  Полезными является и мякоть в этом фрукте, и сами косточки и кора дерева, и листья. Все части растения используются при лечении различных заболеваний.

Высушенный абрикос  называется курага, при высушивании абрикосов плоды не только не теряют множество полезных свойств, но и  еще приобретают новые.

Всего известно чуть более 20 сортов этого растения, которое размножается семенами или черенками.

С виду фрукт невзрачный очень,
На картошку он похож.
Но внутри приятный, сочный,
Как попробуешь – поймёшь.
Не уступит он по вкусу
Ни банану, ни арбузу,
Ни черешне и ни сливе –
Этот фрукт зовётся ... (киви).
Киви
 Многие ошибочно считают, что киви это фрукт, а на самом дела киви –  ягода.

Ягоды киви даже после сбора урожая продолжают дозревать  и расти.

Родиной киви считается Северный Китай. Там его обнаружили в русле реки Янцзы.  Его  там называют «обезьяним персиком», из-за мохнатой кожицы, покрывающей фрукт.

 Данные ягоды не любят вредители-насекомые, поэтому обычно его урожайность очень высокая.

В киви содержится гораздо больше витамина С, по сравнению с цитрусовыми фруктами, такими как лимоны и апельсины.

Вес одной ягоды киви в среднем составляет около 75 грамм,  даже самые крупные плоды редко превышают отметку в 100 грамм.

 Киви часто используют  при приготовлении десертов. Однако нужно помнить, что приготовить желе с киви не получится, из того что в нем содержится фермент, не дающий желе застыть.

На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (ежевика).
Ежевика
Ежевика является ближайшей родственницей малины и относится к семейству розоцветных растений.

Ежевику наши предки называли ёж-ягодой. Такое название она получила из-за большого количества иголок на стеблях.

Ежевика в Европе появилась только в начале 18 века.

Существует много  легенда о появлении ежевики. Вот одна из них: давным-давно встретились богатая паненка и бедный пастух, и полюбили друг друга. Однако не суждено им было прожить жизнь вместе.  Паненка очень долгое время печалилась, что не может быть  рядом с пастушком и попросила у природы хоть какой-нибудь «услады». Природа подарила ей замечательную кисло-сладкую ягоду ежевику.

 Родиной ежевики по праву считается Америка. Там эта ягода произрастает практически на каждом приусадебном участке.

У ежевики довольно глубоко в земле располагается корневая система, поэтому она гораздо легче переносит засуху, чем малина.

 В народе есть поверье, по которому собирать ежевику после 29 сентября опасно для здоровья, т.к. листья этой ягоды пометил черт.

В России ежевику выращивают не многие на своих дачных участках, и совсем зря. Ягоды ежевики обладают общеукрепляющим свойством для всего организма.

 Сок ежевики обладает жаропонижающим свойством.

Любит прятаться, скрываться,
И листочком укрываться,
Пирамидка красная,
Ягода прекрасная!
Ответ: Клубника
Клубника
Клубнику на наш континент  привезли их Южной Америки только в конце 18 века. Но ближайшую сестру этого растения – лесную землянику – наши предки собирали  с давних пор.

Ученые выяснили, что от цвета ягод зависит  наличие полезных веществ  в ней. Чем ярче клубника, тем больше там содержится витаминов.

 У многих людей встречается аллергия на клубнику, и чтобы нейтрализовать действие аллергена необходимо эти ягоды запивать молочными продуктами.

Клубника является единственной в мире ягодой, семечки которой расположены снаружи, а не внутри.

 В книге рекордов Гиннеса зафиксирована самая большая ягода клубники. Ее вес составлял 231 грамм.

Для того, чтобы повысить иммунитет необходимо в сезон съедать каждый день небольшое количество ягод клубники.

Не смотря на то, что  клубника является сладким фруктом, содержание сахара в ней минимальное. Для сравнения – в лимоне сахара гораздо больше, чем в клубнике.

В клубнике содержатся вещества, которые по своему свойству напоминают обезболивающие препараты. Поэтому при головных болях полезно кушать клубнику.

Если у вас на лице много веснушек или маленьких родинок, то при помощи маски из клубники можно  сделать их совершенно незаметными.

Клубника также полезна для того, чтобы была хорошая память и быстро не старели клетки мозга.

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья. (Яблоко)
Яблоки
Это был самый любимый фрукт древних греков и римлян было яблоко. Человечество знает и использует в качестве еды яблоки еще с 6500 года до н.э. – об этом свидетельствуют археологические раскопки.

Снимать кожуру с яблок не очень полезно. Дело в том, что именно в ней содержится полезная для нашего организма клетчатка (две трети) и антиоксиданты.
Клетчатка и антиоксиданты нужны для улучшения пищеварения.

Яблоня-долгожительница растет в Америке, в Манхэттене. В далеком 1647 году ее посадил в своем саду Петр Стювенсант. И по сей день яблоня дает плоды.

Разные сорта яблок имеют разное количество семян.

Нас любят взрослые и дети.
Ведь мы вкуснее всех на свете.
Нас любят даже обезьяны.
А называют нас ... (Бананы)
Банан
Банан — это ягода. Банановое растение — крупнейшее растение, не имеющее твердого ствола. Стебель банановой травы иногда достигает 10 метров в высоту, и 40 сантиметров в диаметре. На одном таком стебельке висит как правило по 300 плодов общим весом 500 кг.
Бананы бывают не только желтые, но и красные. У красных более нежная мякоть, и перевозку они не переносят.

В бананах содержится больше витамина В6, чем в других фруктах. Известно, что этот витамин несет ответственность за хорошее настроение.

Бананы почти в полтора раза питательней картошки, а в сушеных бананах в пять раз больше калорий чем в сырых. В бананах содержатся вещества, которые помогает бороться с повышенным давлением и укрепляет сердечную мышцу.

В переводе с латинского банан означает «фрукт мудрого человека».

Перевозятся они зелеными и доводятся до зрелости при комнатной температуре.

Она на лампочку похожа,
А мякоть вкусная под кожей.
Оса её хотела скушать,
Скворец прогнал: -Не бойся, (Груша)
Груши
Груши – одни из самых любимых наших фруктов. Они бывают разного размера, формы и цвета, но на вкус приятные, сочные.

В большом количестве в диком виде груши растут в Южной Азии. Оттуда они ещё за тысячу лет до нашей эры попали на европейский континент, а вот в Америку – всего 4 века назад.

С давних времен груши  называют «дарами богов», но при этом сами груши дарили (жертвовали) богам: греки – Афродите и Гере, римляне – Юноне и Венере.

Древние греки, спасались от укачивания во время морских переходов при помощи груш. Они непрерывно рассасывали кусочки этих сочных плодов и проявления укачивания уменьшались.

Можно сказать, что  груша и роза – сёстры. Ведь груша относится к Розоцветным, вместе с розой, боярышником, яблоней и ещё более чем 2000 растений.

Дерево груши очень прочное, возможно, именно поэтому китайцы считали грушу символом бессмертия. Увидеть сломанную грушу было плохой приметой. Если же человек сам повреждал грушевое дерево, даже случайно, то его дни были сочтены.

Древесина груши очень прочна. Поэтому из неё делали мебель и музыкальные инструменты, которые сохраняют свой внешний вид на века. Издавна из древесины груши делают линейки для архитекторов и инженеров, так как они не подвержены деформациям. Сейчас из груши изготавливают кухонные приборы, тарелки и кружки. Что интересно, их спокойно можно мыть в посудомоечной машине.

Листья на ветке груши растут в строго порядке, находясь друг от друга под углом 135о. Так груши получают максимум света и влаги.

Удивительно, но мягкая, сочная и сладкая груша помогает сделать зубы более крепкими. Всё дело в микроэлементах. Груша содержит природный кальций и фосфор, которые, действуя совместно, укрепляют зубную эмаль.

Проще всего выбрать вкусные груши, ориентируясь на их аромат. Груши должны очень приятно пахнуть. Если запаха нет или он неприятный, значит груши сорваны очень. Они не будут вкусными.
ВИКТОРИНА «ПОЛЕЗНЫЕ ПЛОДЫ»
1. Плод какого растения может обеспечить ваш организм суточной необходимостью в витамине А, если съедать по 200 г в день?
1) клубника
2) апельсин
3) абрикос +
4) яблоня

2. Это крупнейшее растение, не имеющее твердого ствола.
1) яблоня
2) груша
3) ежевика
4) банан +

3. Древесина этого растения очень прочна. Поэтому из неё делали мебель и музыкальные инструменты, которые сохраняют свой внешний вид на века. Что это за растение?
1) груша +
2) яблоня
3) ежевика
4) киви

4. С какого из плодов снимать кожуру не очень полезно, так как в ней содержится полезная для нашего организма клетчатка (две трети) и антиоксиданты.
1) груша
2) яблоко +
3) киви
4) банан

5. Микроэлементы какого плода укрепляют зубную эмаль?
1) яблоко
2) ежевика
3) груша +
4) клубника

6. Ближайшая родственница малины.
1) клубника
2) ежевика +
3) черника
4) брусника

7.  В Китае это плод называют «обезьяним персиком».
1) банан
2) груша
3) киви +
4) яблоко

8. Это единственная в мире ягода, семечки которой расположены снаружи, а не внутри.
1) клубника +
2) ежевика
3) малина
4) смородина

9. Курага – это …
1) сушеная клубника
2) сушеный банан
3) сушеный абрикос +
4) сушеное киви

10. Это растение китайцы считали символом бессмертия.
1) яблоня
2) ежевика
3) груша +
4) клубника

Биологическая игра «Сердце, Сердце!».
(Мальчики против девочек)

  1. Приветствие команд. Представление членов жюри.

  1. Актуализация темы.
Ведущий: Сердце – известнейший орган человека. Немало легенд связано с ним. Оно бывает мягким и каменным, добрым и жестким. Без него невозможна жизнь. Оно влияет на наши отношения с окружающими. Здоровое сердце необходимо и каждому спортсмену и человеку, не занимающемуся спортом. В Росии есть памятник сердцу - высеченное из куска красного гранита сердце стоит во дворе Института Сердца в г. Пермь. Этот орган настолько важен, что 25 сентября весь мир отмечает «День Сердца».  Что же мы знаем о сердце? Давайте проверим!

  1. Ход игры: За неделю до проведения игры определяется состав команды мальчиков и команды девочек, и участники получают задание:
1.Повторить всю информацию по темам о строении и функциях сердца человека.
2.Повторить особенности строения сердца основных классов позвоночных животных
3.Подготовить полный ответ по вопросу «Домашнего задания».
4.Настроится на активную и честную борьбу до победы.
Болельщики, не вошедшие в состав команд тоже получают задание повторить весь изученный по теме материал, так как и они смогут поучаствовать в игре и помочь команде.

Конкурс 1. Анатомическая разминка
Задание: Вставить пропущенные слова в предложенную фразу. Команды отвечают по очереди. Вопросы демонстрируются на слайдах презентации. Болельщики, не попавшие в команды, имеют возможность дополнять ответы членов команды, за что получают фишки. Свои фишки они могут подарить команде, которой желают помочь.

Вопросы, стоимостью 1 балл:
1. Конусообразный полый мышечный орган, в который поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и перекачивающий её в артерии- …сердце
2. Мышца сердца называется - …миокард
3. Клетки сердечной мышцы называются – кардиомиоциты
4. Сердце человека имеет …….. камеры. …четыре.
5. Внутренний слой стенки сердца называется -…эндокард
6. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, зарождающихся в нём самом это- …автоматизм
7. В какой камере сердца самые толстые мышечные стенки? В левом желудочке
8. В какой полости тела расположено сердце? В грудной

Вопросы стоимостью 2 балла.
Команды по очереди вставляют в предложения  пропущенные слова.
1. Запись биотоков сердца называется - …, а кривая записи биотоков сердца называется - … Электрокардиография - электрокардиограмма
2. Большой круг кровообращения начинается в ……. желудочке, а малый в … желудочке.
В левом-правом
3. Клапан между правым предсердием и правым желудочком называется - …, а между левым предсердием и левым желудочком - … .
Трехстворчатый (трикуспидальный) – двустворчатый (митральный).
4. Чем больше сердце растянуто во время …, тем сильнее оно сокращается во время - …
Диастолы – систолы.

Конкурс 2. Все за одного или «Верните Умника!!!»
По результатам предыдущего этапа жюри выбирает из каждой команды «Умника» - ученика, который активнее других принимал участие в ответах на вопросы.На время этого конкурса Умник выбывает из команды и находится среди зрителей, но не может помогать своей команде. Остальные члены команды выполняют задание, чтобы вернуть «Умника» обратно. В случае не выполнения задания, он остается среди зрителей и не принимает участия в игре.

Вопрос для команды девочек:
1. Люди с избыточной массой тела часто имеют заболевания сердца и сосудов из-за накопления запасного жира в подкожной клетчатке и вокруг внутренних органов. Объясните, как увеличение массы тела ухудшает здоровье сердца?

(Жировая ткань тоже имеет разветвленную сеть кровеносных капилляров. Излишняя масса такого жира заставляет сердце выполнять дополнительную работу, продвигая кровь. Эта нагрузка велика и в покое и при физической работе, в результате укорачивается диастола сердечного цикла и страдает сердечная мышца. Миокард плохо снабжается кровью и не успевает освобождаться от продуктов метаболизма).

Вопрос для команды мальчиков:
1.Древнегреческий философ Аристотель считал, что сердце – вместилище души и центр человека, ведь легко заметить, что смена ритма сердечных сокращений обычно сопровождает важные события в жизни человека: как хорошие, так и плохие. Назовите два физиологических механизма, которые заставляют сердце чаще биться в волнительной, стрессовой ситуации.

(Механизмы регуляции деятельности сердца: нервный – с помощью нервных импульсов, приходящих к сердцу по симпатическим нервам; гуморальный – с помощью гормонов, выделяющихся в кровь, например адреналина.)

Конкурс 3.  Домашнее задание
Задание: Команды должны были приготовить подробный ответ на вопрос, известный заранее. Полнота ответа влияет на оценку в баллах.
n  Д/з для команды девочек:
- У кого самое большое сердце и почему?
(Самое большое сердце у синего кита = 600 кг. В воде тело весит меньше, поэтому организмы, даже питающиеся планктоном могут вырастать до огромных размеров как синий кит. Его длина достигает 33 метров, а вес может значительно превышать 150 тонн.  Для снабжения кровью большого тела необходимо большое сердце.
 Из наземных животных самое большое сердце у  жирафа  = 11 кг.  Шея у жирафов необычайно длинная, и это несмотря на то, что у них, как и у почти всех других млекопитающих, лишь семь шейных позвонков. Высокий рост увеличивает нагрузку на систему кровообращения, особенно в отношении снабжения мозга. Поэтому сердце у жирафов особенно сильное. Оно пропускает 60 л крови в минуту, весит 12 кг и создаёт артериальное давление, которое в три раза выше, чем у человека. 

n  Д/з для команды мальчиков:
- У кого сердце бьется чаще всего и почему?
(Землеройка. У этих зверьков самое быстрое сердцебиение, у некоторых - 700 ударов в минуту в спокойном состоянии, и 1300 при активности. Имеют очень быстрый обмен веществ, поэтому в день съедают пищи в 25-30 раз больше массы своего тела. Одни из самых короткоживущих животных на планете, некоторые живут не более года.
На втором месте - Колибри. Из-за чрезмерной подвижности и малой массы тела сердце должно работать очень быстро. В состоянии покоя сердце колибри бьётся с частотой 500 ударов в минуту, а во время физической активности (полёта) — 1200 и более. Полёт их чрезвычайно быстрый (до 80 км/ч), ловкий и маневренный, напоминает полёт чешуекрылых(бабочек). В полёте мелкие виды издают крыльями жужжание, делая до 80—100 взмахов в секунду, при этом крупные виды совершают всего 8—10 взмахов в секунду. Движение крыльев так быстро, что очертания их совершенно сливаются; очень часто они неподвижно держатся перед цветами благодаря быстрым взмахам крыльев, как сумеречные бабочки. )

Конкурс 4. Сердце в мире животных
Установить соответствие между картинками и описанием.

Сердце в мире животных
Сердце
Класс
Описание
Двухкамерное
Четырехкамерное
Трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Трехкамерное

Конкурс 5.  Конкурс  среди болельщиков.
Пока команды девочек и мальчиков выполняют задание предыдущего конкурса, для болельщиков организуется конкурс за отдельный приз. За правильный и полный(!) ответ положено 3 фишки. Число фишек ведущий может уменьшить или разделить их между несколькими ответившими, если они дополняли друг друга.  Приз получает тот болельщик, кто наберет больше фишек.

Задание: Дать ответ на вопрос
1. Сердце эмбриона начинает биться на 4 неделе после зачатия и не останавливается всю жизнь. Почему сердце человека работает всю жизнь и не устаёт?
(Ответ: Один цикл сокращения сердца 0,8 с., из которых 0.4 с. Длится систола (сокращаются предсердия и желудочки) + 0.4 с. Длится диастола (общее расслабление сердца. Во время диастолы благодаря активному кровообращению в коронарных сосудах клетки миокарда получают необходимые вещества из крови и освобождаются от продуктов метаболизма).

2.  Подсчитайте, сколько времени отдыхают предсердия за 1 сердечный цикл, человека, находящегося в покое? ЧСС = 75 уд/мин
(Сердечный цикл при ЧСС =75 уд/мин равен 0,8 с. Предсердия сокращаются в течение0,1 с, значит отдыхают 0,7 сек.)

3. Одно из самых медленных сердец - сердце голубого кита. Оно бьется 9 раз в 1 минуту. Подсчитайте, сколько ударов сделает сердце голубого кита за 1 сутки.
(24x 60x9=12 960 раз)

Конкурс 6.  Конкурс  капитанов:
Для капитана команды девочек:
Вопрос: Почему боксер временно теряет сознание после сильного удара в область брюшного пресса и  оказывается в ногдауне?
*Ногдаун ситуация в боксе, когда боксёр под воздействием удара, либо уклоняясь от атаки, коснулся настила коленом или рукой (третьей точкой опоры).
(Ответ: Кровь резко отливает от мозга, сердца, легких и перемещается в область удара – к внутренним органам. Недостаточное снабжение головного мозга кровью приводит к помутнению или кратковременной потере сознания, нарушению координации и засчитывают  ногдаун)

Для капитана команды мальчиков:
Вопрос: Почему после финиша спортсмену, бежавшему на длинные и средние дистанции нельзя сразу останавливаться, а рекомендовано продолжать бег ещё некоторое время , постепенно замедляя движения?
(Ответ: Иногда при внезапной остановке спортсмена после длительного интенсивного бега(чаще всего после финиша на средние дистанции), в связи с прекращением действия «мышечного насоса» возникает острая сосудистая недостаточность. Большая масса крови застаивается в капиллярах и венах мышц нижних конечностей. Поэтому возникает временная анемия - недостаточность снабжения мозга кислородом, так как в правое предсердие, оттуда в легкие, а затем в левое предсердие и дальше поступает меньше крови. Проявляется в побледнении лица, резкой слабости, возможна тошнота, потеря сознания с исчезновением пульса.)

4. Подведение итогов, награждение победителей.

Ведущий: Наше сердце полно загадок. Медицине известен случай, когда сердце человека остановилось, но снова стало биться через 4 дня. Такое трудно себе представить, однако, это научный факт. Поздравим победителей, но будем помнить, что ещё не всё известно ученым и написано в наших учебниках. Наука не стоит на месте, а интересующийся человек постоянно накапливает новые знания. Всегда можно сыграть снова и опять померяться силами!




Biologiya gecəsi.  


Çıxış
Məruzə gecə açıq elan edilir
II     Maraqlı məlumatlar
Bitkilər haqqında ən maraqlı məlumatlar səslənir.
Gecıdı şagirdlər iki komanda şəklində çıxış edir.
III   Laborator işlər.
1 . “Xloroplastlrın təyini” (bunun üçün şagird əvvəlcədən yarpağı spirtin içinə qoyub rəngsizləşdirir.Sonra əyani olaraq şagird onu göstərir.)
2. “Gövdədə su və mineral maddələrin hərəkəti.” Bu təcrübədə də  şagird əvvəlcədən bəyaz rəngli gülü (qırmızı,göy) rəngdə olan suya qoyub ləcəklərinin rəngi dəyişdirilir. Nəticəni yenədə bu komanda əyani şəkildə göstərir.
3. “Hüceyrələr arası maddələrin dağılması.”(Təcrübə bişmiş və çiy kartofun üzərində aparılr.)
4. “Toxumun tərkibi”(zülal ,nişasta və yagin təyini aparılır. Bunun üçün dərslikdə olan təcrübə edilir . Tənzifin içərisinə un əlavə edilir suya salınır.Suyun rəngi bulanıq olduğu nişastanın olmağını bildirir.Suya yod əlavə edilir , sonra tənzif açılır unun yapışqan halına düşməsi onun tərkibində zülalın olmasını bildirir. Yağın təyinini çiy günəbaxan tumlarından edilir.Şagird bunun üçün ağ kağız üzərinə tumu töküb üzərini örtüb əzir.Kağızdakı yağ müşahidə olunur.
5.”Toxumun tənəffüsü . “Bu təcrübəni də şagird əvvəlcədən hazırlayır.Üç qabda götürülən toxumun düzgün cücərilmə qaydası vurğulanır.”
6.” Herbarilərlə tanışlıq. “Burda da şagird həm yarpaq,həm də müxtəlif budaq və toxumlarla tanış olurlar.
Sonra təcrübələr aparılmasına görə qiymətləndirilir.
Səhnəcik göstərilir. “ Meyvələrin söhbəti” bir qrup şagird iştirak edir.meyvəyə aid şer səslənir,mahni oxunur.
Növbəti mərhələ Viktorinadı. Bu da iki formada aparılır.





1.        Bioloji imla.
1.Yaşıl plastidlər ..... adlanır.2..Hüceyrədə canlı orqanizmin bütün əlamətlərini özündə cəmləyir.
O: 1.....;2.......;3.......;4..... .
3.                  Zoğ ...... inkişaf edir. 4.  Yarpaqlarda damarlanma üç cür olur,bunlar;
a)......; b).......; c) ....... .
5.Çiçəyin əsas orqanları ..... və ........ .6. Kök, zoğ, yarpaq ...... orqan adlanır.7.Buğdanın
çiçəyi ..... çiçək qrupuna aidir.8.Rüşeymin tərkibində .......... maddələr toplanıb.9. Botanika ..... haqqında elmdir.10.Çiçək , meyvə və
 toxum ...... orqandır.11. İkiqat mayalanma ..... ildə ...... tərəfindən qəbul edilib.12. Tozlanmanın növləri : a)......; b) ...........;c)......... .13. Kök hansı hissələrdən ibarətdir ;a) ......;b) ......; c)......;d)......
14.Kökün quruluşca  növləri: a)......;b).........;c)........... .
15.Toxumlar .... və ikiləpəli olur.





II     10 Sual  səslənir .Hər suala görə vaxt    
       verilir.
      Burda  şagirdin fəallı  nəzərə alınır .

Nəticələrə uyğun ballar hesablanır.Bu arada zala suallar verilir.İştirak etməyən şagirdlərdə öz cavablarını verirlər.Müsif müəllimin biri balları səsləndirir və qalib komandanı elan edir.Yekun üçün söz məktəb direktoruna verilir.Bununlada gece bağlı elan edilir.



В И К Т О Р И Н А   Н А   Т ЕМУ
« Б И О М И Р »
1.Газ, слой которого в стратосфере поглощает ультрафиолетовое излучение, опасное для живых организмов. (Озон)
2.Орган цветковых растений, служащий для защиты и распространения семян (Плод)
3.Название семейства (надсемейства) приматов, объединяющего людей и человекообразных обезьян (Гоминиды)
4.Неядовитая змея, душащая жертву, обвивая ее мускулистым телом (Удав)
5.Самая крупная в мире ящерица (Варан)
6.Растение, плавающее на поверхности воды (Ряска)
7.Бег, аллюр, при котором лошадь идет вскачь (Галоп)
8.Какая наука изучает строение древесных пород, их свойства и географическое размещение? (Дендрология, «дендрон» - дерево, «логос» - наука)
9.Как называется сосновый лес? (Бор)
10.У каких хвойных деревьев самые большие шишки? (У араукарии, растущей в Австралии. Шишки у нее величиной с человеческую голову)
11.Почему стаи гусей всегда летят клином? (Так птицы сберегают энергию во время долгих перелетов, каждая из птиц использует воздушные потоки, создаваемые крыльями летящего впереди сородича. Время от времени птицы меняются местами)
12.Самое ценное у этого овоща – корень, а «корень» - по-латыни «радикс». А как мы называем этот овощ? (Редис)
13.Каким соцветием можно красить стены? (Кисть)
14.Под каким соцветием можно спрятаться от ненастья? (Зонтик)
15.Плесневый многоклеточный гриб, который помогает победить бактерии (Пеницилл)
16.Целебный напиток из кобыльего молока (Кумыс)
17.Животное, своим видом напоминающее хирургический инструмент (Ланцетник)
18.Молодые оленьи рога (Панты)
19.Назовите самую крупную обезьяну (Горилла)
20.Какое животное развивает самую большую скорость? (Гепард)
21.Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)
22.Сыр из овечьего молока (Брынза)
23.Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь)
24.Сумчатый медведь (Коала) 







Biologiya proqramı

VI sinif
Həftədə 2 saat.Cəmi 68 saat


Əliyeva Leyli

26.09.2015






Tədris vahidi və mövzular.
Mövzular üzrə alt standartlar
inteqrasiya
Resurslar
Qiymətləndirmə üsul və vasitələri
saatlar
tarix
Biologiyacanlı orqanizmlərhaqqındaelmdir(5+1 saat)






1.Vətənimizin təbiəti
4.1.1
H.b.1.2.1,
Coğ-2.1.7,
Əd-3.1.3
Dərslk,iş vərəqləri,coğrafi xəritələr,fotoşəkillər,videomateriallar
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi). Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

2.Biologiya canlı orqanizmləri öyrənən elmdir
1.1.1.
H.b.1.2.1,
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, qayastü ov səhnələrini əks etdirən fotoşəkillər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

3. Canlı orqanizmlərin əsas xüsusiyyətləri
2.1.1
F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

4.Canlıların təsnifatı
1.1.4
4.1.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,  elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

5.İnsan təsnifat sistemində yeri


3.1.1.
3.1.2





H.b.-1.2.1
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,  elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-1





Sual vərəqi
Test çox seçimli və açıq testlər)
1






II.Orqanizmlərin
birhüceyrəvi quruluşu.Toxumalar,orqanlar və orqanlar sistemi (10+1saat)






6.Laboratoriya avadanlığı
1.1.3
F-3.1.1
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,lupa, mikroskop,saat(saniyə ölçən) , tərəzi, termometr, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

7. Hüceyrənin ümumi quruluşu
1.1.2
1.1.3
F-3.1.1,
3.1.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,lupa, mikroskop, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

8. Prokariot orqanizmlər
1.1.2
2.1.3
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, mikroskop, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

9.Bakteriyaların yayılması və təbiətdə rolu.Xəstəliktörədən bakteriyalar.Viruslar
1.1.2
2.1.2
4.1.1
H.b-4.1.1,
F-2.2.1,
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, mikroskop, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

10.Hüceyrənin bölünməsi və inkişaf
2.1.1
F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, mikroskop, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

11.Birhüceyrəli və çoxhüceyrəli orqanizmlər
1.1.2
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, mikroskop, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

12.Bitkinin törədici,örtük və mexaniki toxumaları
1.1.2
F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,sxem və cədvəllər,lupa,bitki budağı, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1





13.Bitkinin örtücü,əsas və ifrazat toxumaları
1.1.2
F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəllər,bitki budağı, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

14.Heyvan toxumaları
1.1.2
2.1.1
F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxemlər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

15.heyvanların orqanları və orqanlar sistemi

1.1.2
2.1.1
H.b-1.2.1
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, cədvəllər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-2



Sual vərəqləri
Test(çoxseçimlivə açıq testlər)
1

III.Bitkilərin vegetativ orqanları (10+1 saat)






16.Çiçəkli bitkilərin əsas orqanları
1.1.2
2.1.1
F-2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, cədvəllər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

17. Zoğ və tumurcuğun quruluşu.Tumurcuğun inkişafı
1.1.2.
2.1.1.
F-2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, bitki zoğu, elektron təqdimatlar, lupa,videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

18. Gövdənin daxili quruluşu
1.1.2
2.1.1.
2.1.3
F-2.2.1,
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, cədvəl,maketlər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

19.Yarpağın xarici quruluşu.Yarpağın düzülüşü
1.1.2
2.1.1
F-2.2.1,
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,  cədvəl,müxtəlif yarpaqlar, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

20.Yarpağın hüceyrəvi quruluşu
1.1.2
2.1.1
F-3.1.1,
3.1.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, BİBÖ cədvəli,yarpaq dəriciyi, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1





21.Kökün quruluşu.Kökün zonaları.
1.1.2
2.1.1
F-3.1.1,
3.1.2

Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,sxem və cədvəllər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

22.Kökün quruluşu.Kök növləri və kök sistemləri.
1.1.2
2.1.1
F-3.1.1,
3.1.2

Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,sxem və cədvəllər,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

23. Bitki orqanlarının yeraltı şəkildəyişmələri.Zoğun
şəkildəyişmələri.
1.1.2
4.1.1
F-2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, cədvəl,maketlər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

24.Bitki orqanlarının yeraltı şəkildəyişmələri.Köklərin şəkildəyişmələri. 
1.1.2
4.1.1
F-2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar,cədvəl, maketlər,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

25.Bitki orqanlarının yerüstü şəkildəyişmələri
1.1.2
4.1.1
F-2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-3


Sual vərəqi
Test (çoxseçimli və açıq testlər)
1

IV. Bitkilərin generativ orqanları(5+1 saat)






26. Çiçək




1.1.2
F-2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cəvəllər, maket,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

27.Çiçək qrupları.Çətir, salxım,süpürgə, sünbül və qıça çiçək qrupları.
1.1.2
4.1.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,aplikasiya üçün komplekt,plastilin.taxta çöplər, kompyuter,proyektor,
İnternet saytları:http:/www.youtube.
com/watch?v=ir4Kx3phIxw
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
Qrup qiymətləndirmə
1


28.Çiçək qrupları.Başcıq,səbət vəqalxan çiçək qruplarının bioloji əhəmiyyəti.
1.1.2
4.1.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,aplikasiya üçün komplekt,plastilin.taxta çöplər, kompyuter,proyektor,
İnternet saytları:http:/www.youtube.
com/watch?v=ir4Kx3phIxw
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
Qrup qiymətləndirmə
1


29.Toxumun quruluşu
1.1.2
F-2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem, maket,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1


30.Meyvə
1.1.2
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem, maket,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

BSQ


Sual vərəqləri
Çoxseçimli və açıq testlər
1

V.Canlılarda dayaq,hərəkət,qidalanma və tənəffüs(8+1saat)






31.Canlı orqanizmlərdə hərəkət və dayaq sistemləri
1.1.2
2.1.1
4.1.1
Coğ-2.1.7,
F-1.1.3
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl, maket,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

32.Bitkilərdə dayaq sistemi
1.1.2
2.1.1
4.1.1
F-1.1.3
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl, maket,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

33.Bitkilərin yeraltı qidalanması
2.1.1
2.1.3
4.1.1
F-2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

34.Bitkilərin havadan qidalanması.
Fotosintez
2.1.1
2.1.3
4.1.1
F-1.1.4,
2.2.1,
2.2.2,
3.1.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,yod,nişasta, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

35.Heyvanların qidalanması
1.1.2
2.1.1
4.1.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, BİBÖ cədvəli, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

36.Bakteriya və göbələklərin qidalanması
2.1.1
2.1.3
4.1.1
F-1.1.4
2.2.1,
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,
elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

37.Bitkilərdə tənəffüs
1.1.2
2.1.1
2.1.3
4.1.1
F-1.1.4
2.2.1
2.2.2
3.1.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem , Venn diaqramı,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

38.Heyvanlarda tənəffüs
1.1.2
2.1.1
4.1.1
F-1.1.4
2.2.1
2.2.2

Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-4


Sual vərəqləri
Tes(çoxseçimli və açıq testlər)
1

VI.Orqanizmlərədə maddələrin daşınması(10+1 saat)






39.Bitkilərin su buxarlandırması.
Xəzan
2.1.1
2.1.3
4.1.1
F-1.1.4
2.2.1,
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

40.Heyvanlarda daşıyıcı sistem
1.1.22.1.1
F-2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

41.İfrazat
1.1.2
2.1.1
F-1.1.4,
2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

42.Qeyri-cinsi çoxalma
2.1.1

Coğ-2.1.7



Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxemlər,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

43.Çiçəkli bitkilərdə vegetativ çoxlma




2.1.1
4.2.2
Coğ-2.1.7




Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

44.Tozlanma

1.1.2
2.1.1
4.1.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1


45. Orqnizmlərin cinsi çoxalması.
Örtülütoxumlularda cinsi çoxalma prosesi

1.1.2
2.1.1
4.1.1

F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, maketlər,videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

46. Orqanizmlərin cinsi çoxalması.
Çoxhüceyrəli heyvanların cinsi çoxalması.


1.1.2
2.1.1
4.1.1

F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, maketlər, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1


47. Toxumun cücərməsi




2.1.1
4.1.1

F-2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1


48.Heyvanlarda böyümə və inkişaf
1.1.2
2.1.1
Coğ-2.1.7
F-1.1.4
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-5


Sual vərəqi
Test(çoxseçimli və açıq testlər)
1

VII.Orqanizm və təbii birliklərə mühüm təsiri(5+1 saat)






49.Canlı orqanizmlərin məskunlaşması və yayılması
1.1.2
2.1.1
4.1.1
Coğ-2.1.7
F-1.1.3
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları:
htpp:/www.youtube.
com/watch?v=KdAaL3rq4KA
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

50.Orqanizmlərin
mühitlə qarşılıqlı təsiri
4.1.1
F-2.2.1
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları:

Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

51. Təbii birliklər
4.1.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

52. İnsan və  canlı təbiət
3.1.2
4.1.1
4.2.1
F-2.2.1,
2.2.2
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları:
htpp:/www.youtube.
com/watch?v=1pe-
KV6J-ue
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

53. Azərbaycan qoruqları
4.1.1,
4.2.1
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl,xəritə, ensiklopediya, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-6


Sual vərəqi
Test(çoxseçimli və açıq testlər)
1

VIII.Bitki və     heyvanlaın insan həyatında rolu(6+1+1 saat)






54.Mədəni bitkilərin insan həyatında əhəmiyyəti




3.1.2
4.1.1
4.2.2
H.b-4.1.1
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

55.Dərman bitkiləri
2.1.2
3.2.1
3.2.2
H.b-4.1.1
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

56.Heyvanların əhliləşdirilməsi və insan həyatında rolu
3.1.2
4.1.1
4.2.2
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

57.Canlıların insan sağlamlığın da rolu
2.1.2
3.2.1
3.2.2
Coğ-2.1.7
Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, cədvələr, maketlər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

58. Düzgün qidalanma
2.1.1
2.1.2

H.b-4.1.1



Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, sxem və cədvəl, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

59.Layihə.Bioloji
Birliklərin əhəmiyyəti
3.1.2
3.2.1
4.1.1
H.b-4.1.1
Coğ-2.1.7






Dərslk,iş vərəqləri, fotoşəkillər,plakatlar, cədvəllər, elektron təqdimatlar, videomateriallar,
İnternet saytları
Şifahi sual-cavab(şifahi nitq üzrə qeydiyyat vərəqi).Rubrik ( naliyyət səviyyələri üzrə qiymətləndirmə şkalası) Tapşırıqvermə(çalışmalar)
1

KSQ-7






Sual vərəqləri
Test(çoxseçimli və açıq testlər)
1

BSQ-




Sual vərəqləri
Test(çoxseçimli və açıq testlər)
1




Комментариев нет:

Отправить комментарий