суббота, 30 апреля 2016 г.

Викторина по биологии « Что? Где? Когда?».

Викторина по биологии « Что? Где? Когда?».

Вопросы данной викторины можно использовать как для проведения внеклассного мероприятия, так и для обобщающего урока по теме « Происхождение человека».

Цель: воспитание навыков работы в команде и соблюдения правил поведения во время игры,
          развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы,
          способствовать расширению кругозора по биологии.

Оборудование: игровое поле с номерами- секторами, волчок, табло, часы, гонг, конверты с заданиями, чёрный ящик.

Проведение игры.

На столе лежат конверты с вопросами, между ними 3 игровые паузы. В игре участвуют 4 команды по 5 человек. На обсуждение вопроса- 1 минута. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного ответа, игру продолжает команда, ответившая правильно. Если ни одна команда не знает ответа, бросается жребий и игра продолжается.

Задания:

1.Создатель первой научной классификации органического мира, поместив человека в группу приматов, вынужден был написать: « О, сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна».
Вопрос: Назовите фамилию этого учёного. (К.Линней)

2. В 1871 году Чарльз Дарвин издал книгу, в которой содержался богатый фактический материал
о родстве человека с человекообразными обезьянами.
Вопрос: Как называлась эта книга? («Происхождение человека и половой отбор»)

3. В одной из легенд говорится, что первый человек, Адам, был создан богом.
Вопрос: Из чего был создан Адам? (Из «красной земли», т.е из глины)

4. Известны случаи рождения детей с волчьей пастью, с заячьей губой, с хвостом, с лицом, полностью покрытым волосами.
Вопрос: О чём это свидетельствует? ( О родстве человека с животными. Признаки, перечисленные в задании - это атавизмы, случаи возврата к признакам предков. Они и являются доказательствами этого родства)

5. Вопрос: Перечислите черты сходства человека с человекообразными обезьянами: гориллой,
орангутангом, гиббоном и шимпанзе. (Одинаковое выражение эмоций; сходная забота о потомстве; хорошая память и развитая ЦНС; развиты сложные условные и безусловные рефлексы; нет хвоста; ногти, а не когти; могут вертикально ходить, но опираются на передние конечности; имеют 12-13 пар рёбер; схожее строение органов чувств; имеют 4 группы крови; существуют общие болезни и паразиты; сходство хромосомного аппарата)

6. Внимание! Чёрный ящик.
Здесь находится предмет, который человекообразные обезьяны могли использовать для добычи
пищи. ( Палка)

7. В эволюции человека имели место две группы факторов: биологические и социальные.
Вопрос: Какие из них имели решающее влияние на становление человека? (Социальные: общественный характер труда, речь, сознание, мышление)

8. Вопрос: Кто из учёных считал, что труд является основным условием всей человеческой
жизни, и притом  в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать: труд создал самого человека? ( Ф. Энгельс)

9. Внимание! Чёрный ящик.
Часть тела, которая в процессе труда стала не только органом труда, но и его продуктом. ( Рука)

10. В 1856 году у Сен- Годана ( Франция) в слоях древностью 15-18 млн.лет найдены остатки
дриопитеков.
Вопрос: Можно ли их считать предками человека? Почему? (Можно, т.к нижние коренные зубы у них сходны по строению с  зубами человека)

11. В 1924 году Р. Дарт описал одного из предков человека, который жил на открытых пространствах. Рост у него был 120-140 см., вес 20-40 кг., объём черепа 600 см3, широкий таз свидетельствовал о прямохождении.
Вопрос: Кого описал Дарт? ( Австралопитеков)

12.Вопрос: Как назывался предок человека, которого считают творцом очень ранней культуры
каменного века - галечной или олдувайской? Остатки его были обнаружены в 1960 году в Олдувайском ущелье английским геологом, палеонтологом и антропологом Л. Лики.
( Презинджантроп – человек умелый)

13. К древнейшим людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека.
Вопрос: У кого из них левая половина мозга была развита сильнее, что свидетельствовало о более сильном развитии правой руки? ( У синантропов)

14. В местах, где найдены остатки древнейших людей, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни.
Вопрос: А мог ли добывать огонь древнейший человек? ( Нет, т.к «огненные камни» - кремний и железный колчедан среди остатков древнейших людей не найдены)

15. Вопрос: Почему остатки древних людей, найденные в 1856 году в Германии, дали этим людям
название неандертальцев? ( Потому что они были найдены в долине реки Неандер)

16. Вопрос: Есть ли на территории бывших союзных республик места, где были найдены остатки
неандертальцев? Назовите их. ( Крым, Узбекистан)

17. Появление неандертальцев в Европе совпадает с концом Днепровского оледенения.
Вопрос: Где они жили и чем питались? ( В пещерах, из которых выгоняли диких животных. Питались мясом северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, туров, мамонтов. Т.к  в кострах были найдены остатки этих животных)

18. У неандертальцев начала зарождаться религия, одна из первых форм – анимизм.
Вопрос: Что об этом свидетельствует? ( Анимизм – вера в душу, в загробную жизнь души. Об этом свидетельствуют: погребение умерших, сложный обряд захоронения)

19. По данным антропологов А.Валуа и В. П.Андреева средняя продолжительность жизни
неандертальцев была низкой, немногим более 20 лет.
Вопрос: О чём это свидетельствует? ( Об огромной роли естественного отбора и борьбы за существование на данном этапе становления человека)

20. Остатки первых современных людей были найдены в 1868 году во Франции возле деревни
Кро - Маньон.
Вопрос: Как назвали первых современных людей? ( Кроманьонцы)

 21. У кроманьонцев была развита речь.
Вопрос: Что в строении черепа свидетельствует о развитии речи? ( Наличие подбородочного выступа)

22. Кроманьонцы на стенах пещер изображали животных, сцены охоты.
Вопрос: Чем они это делали? ( Выцарапывали, использовали каменный уголь и марганцевую руду;
Кисточка – деревянная палочка, расщепленная на волокна)

23. Внимание! Чёрный ящик.
Предмет, которым кроманьонцы рисовали на стенах пещер. ( Кусочек каменного угля)

24. Кроме анимизма у кроманьонцев появляются и другие формы религии: магия и тотемизм.
Вопрос: С чем они были связаны и в чём выражались? (Любая религия – результат отображения в головах людей господствующих над ними сил природы. Тотемизм – поклонение определённым животным или растениям. Магия была основана на убеждении, что подобное замещает подобное)

25. За последние 40 тыс.лет физический облик людей не изменился, и это может навести на мысль будто бы человек представляет собой завершившуюся эволюцию.
Вопрос: Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?
( Естественный отбор действует, значит, эволюция продолжается)

26. Кроманьонцы дали начало 3 большим расам: австрало – негроидной, европеоидной и монголоидной.
Вопрос: Что на это повлияло? ( Жизнь в различных климатических условиях)

27. У представителей австрало – негроидной расы тёмный цвет волос, глаз, кожи, спиральнозавитые или волнистые волосы.
Вопрос:  Какие преимущества это даёт представителям данной расы? ( Они хорошо приспособлены к жизни в условиях повышенной солнечной активности)

28. Вопрос: Есть ли между расами такие различия, которые свидетельствуют о происхождении от разных предков? Ответ поясните. (Нет. Все расы произошли от одного предка, умственных различий между ними нет. А имеющиеся общественно – экономические различия связаны с условиями развития общества)

29. В капиталистических странах идеологи господствующего класса используют расовые отличия для создания антинаучной теории, получившей название расизм. Расизм  утверждает биологическую неравноценность различных рас.
Вопрос: Докажите несостоятельность расизма. ( У всех рас один предок, сходство строения, возможность появления потомства от смешанных браков)

30. Об одном из предков человека антрополог Ле Гро Кларк сказал: « Это не человекообразные обезьяны, это, несомненно люди».
Вопрос: О каком предке человека это сказано? ( Синантроп)

31. Рисунок. Здесь изображены орудия труда: остроконечник, скребло и резец.
Вопрос: Кому они принадлежали? Из какого материала изготовлены? Для чего использовались?
( Неандертальцам. Из камня. Для рассечения убитых животных, разрезания мяса, очистки шкур)

32. Рисунок. Здесь изображён один из предков человека, которому антрополог Ле Гро Кларк
дал название – Homo erectus - человек прямоходящий.
Вопрос: Как  ещё называли этих предков человека? Какие представители вам известны?
( Древнейшие люди: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)
33. Рисунок, на котором изображены  сцены охоты. В пещерах Испании и Франции были найдены 
рисунки. Один из них перед вами.
Вопрос: Кто из предков человека был способен создать такие рисунки? Что побуждало их рисовать? ( Кроманьонцы. Некоторые рисунки входили в культовый обряд; имели магическое значение; обучали охоте; просто удовлетворяли зарождающиеся эстетические потребности первобытных людей)

Блиц вопросы:

1. « Южная обезьяна»  ( Австралопитек)     
2. « Homo habilis»   ( Человек  умелый)
3. « Homo erectus» (Человек прямоходящий)
4. « Homo sapiens» (Человек разумный)
5. « Homo sapiens sapiens» (Человек современный – кроманьонец)

6. « Homo sapiens neanderthalensis» ( Неандертальцы

Комментариев нет:

Отправить комментарий