вторник, 24 мая 2016 г.

Лабораторная работа
Тема: Химический состав растений.
Цель работы: познакомиться с химическим составом растений.
Оборудование: пробирка, спиртовка, держатель, стаканы с водой, марлевые салфетки, комочки теста, раствор йода, пипетки, листочки бумаги, семянки подсолнечника, ломтики картофеля.  
Ход работы
Опыт № 1. Лист растения помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Опыт № 2
Нагревание кусочки сухих листьев помещаем в тигле на плитку. При прокаливании выделяется дым, кусочек растения обугливается. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Опыт № 3. Промыть кусочек теста, завернутый в марлю, в воде. Потрогать, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
          Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Опыта № 4. Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество. Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит?
Опыт № 5. У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
п/п
Что брали
Что делали
Что наблюдали
1.
Лист растения в пробирке


2.
Кусочек растения в тигле


3.
Тесто в марле


4.
Стакан с мутной водой
Срез клубня


5.
Семянка подсолнечника




Общий вывод: Таким образом, в состав растений входят….

Химический состав растений

Все вещества, входящие в состав животных, растений, бактерий, грибов, можно разделить на две большие группы.

 Опытным путём ученые определили, сколько воды находится в растении. Для этого живые зелёные растения взвесили, затем высушили и вновь взвесили. Оказалось, что в листьях салата, например, содержится 90% воды, а в листьях клевера – 75%. Вода – важнейшее для живого организма вещество. С током воды растворённые в ней питательные вещества переносятся ко всем органам. Насыщенность водой придаёт растению упругость (вспомни, как выглядит растение, увядшее без воды). Даже фотосинтез невозможен без воды. И это далеко не вся работа, которую вода выполняет в растении. 

Если из растения полностью удалить воду, то останется так называемое «сухое вещество». Оно будет состоять изорганических веществ и минеральных солей. Органических веществ в сухом веществе больше. Это легко проверить. В отличие от минеральных, органические вещества легко сгорают. Ты, конечно, замечал, что даже после большого костра остаётся маленькая кучка золы (10–12%). Эта зола состоит только из минеральных веществ.

Очень сложное строение имеют белки. Они играют первостепенную роль в жизнедеятельности всех организмов. В растении белки присутствуют во всех органах, но особенно много их в семенах. Наиболее богаты белками семена сои, гороха, фасоли.

Жиры в растениях – это растительные масла. Они выполняют несколько функций. Одна из них – запасающая. Больше всего жиров в семенах (например, подсолнечника, конопли, льна, горчицы, оливы).

Растения особенно богаты углеводами. Это – сахара, крахмал и клетчатка. В процессе фотосинтеза образуются именно сахара. Сахара хорошо растворяются и переносятся по растению с током воды. Части растений, в которых особенно много сахаров легко определить... по вкусу. Крахмал можно обнаружить (с помощью йодной пробы – во всех органах растений. Особенно много его в семенах хлебных злаков, клубнях, некоторых плодах (банан).

Углеводы не только играют роль запаса питательных веществ (крахмал, сахара), но и являются основным строительным материалом растений (клетчатка). Некоторое количество клетчатки есть во всех органах растений. Льняное волокно, которое вырабатывают из стеблей льна, или волоски семян хлопчатника, состоят именно из клетчатки. (Точно так же – и хлопчатобумажные ткани.)

Заметим, что молекулы органических веществ имеют, как правило, более сложное строение, чем неорганических. Например, одна молекула простого сахара – глюкозы – состоит из шести атомов углерода, шести атомов кислорода и двенадцати атомов водорода.
Задание:
 Ответьте устно на вопросы.

1. Из каких веществ состоят живые организмы? 2 Какие вещества называют органическими? 3. Какие органические вещества вы знаете? 4. Какие минеральные вещества вам известны? 
Выполните письменно: 
Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника. Составьте текст, запишите его в свою тетрадь по биологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий